Неизвестный Высоцкий: эксклюзив из коллекции Анатолия Борисова

Владимир Высоцкий на съемках фильма «Опасные гастроли». Из архива А. Борисова

Орловский журналист, режиссёр, оператор Анатолий Борисов в 60-е годы во время работы на Одесской киностудии неоднократно встречался с Владимиром Высоцким. Сегодня, в день 75-летия великого поэта и певца, он рассказал нам несколько историй, свиделем которых был, и показал ранее не публиковавшиеся снимки.

Анатолий БОРИСОВ


журналист, режиссёр, оператор, участник съемок фильмов с участием Владимира Высоцкого

 

Первая встреча.
«Спасите наши души»

С Высоцким мне, несомненно, повезло. Дело в том, что практически все годы моей работы на Одесской киностудии были временем его активного сотрудничества с одесским кинематографом. Прямо перед моим появлением на студии закончилась работа над «Вертикалью» и многие члены группы «Особое мнение» (рабочее название «Прокурор даёт показания») пришли в неё как раз из «Вертикали». Тут запустились «Короткие встречи». Так что видел я его регулярно. Кроме того, можно было запросто зайти в съёмочный павильон и спокойно посмотреть как идут съёмки тех же «Коротких встреч». Что я собственно говоря и делал регулярно, тем более что был в очень хороших отношениях с оператором картины Геннадием Карюком.

Анатолий Борисов (слева) и оператор Леонид Бурлака на съемках фильма «Особое мнение». Одесса. Фото: из архива Анатолия Борисова.Анатолий Борисов (слева) и оператор Леонид Бурлака на съемках фильма «Особое мнение».

 

А впервые я увидел Высоцкого на съемках «Особого мнения», где работал ассистентом у оператора Леонида Бурлаки, который позже снял «Место встречи изменить нельзя».

Высоцкий тогда появился на съёмочной площадке веселый такой, общительный. Снимали мы в Санжейке на берегу моря в двадцати километрах от Одессы. Работа началась вечером, а закончилась уже утром. По сценарию, Володя подъезжает на мотоцикле, обнимается с сидящими у костра друзьями, поет под гитару.

Владимир Высоцкий впервые исполняет песню «Спасите наши души»  на съемках фильма «Особое мнение». Одесса. Фото: из архива Анатолия Борисова.Владимир Высоцкий впервые исполняет песню «Спасите наши души» на съемках фильма «Особое мнение». Одесса. Фото: из архива Анатолия Борисова.

 

Работа шла всю ночь. Снято было огромное количество дублей. И получилось, что песню, которую мы, участники съёмок, услышали впервые, к концу смены все знали на зубок. А уже утром одуревшая от бессонницы молодёжь ходила и орала: «Напополам!!!». А в ответ на это киношные старожилы показывали нам кулаки и просили замолчать.

А судьба песни такова. Уже в ходе монтажа фильма режиссер Виктор Жилин песню в фильм не поставил. Как говорил сам : «Это вставной номер». Хотя по началу очень был заинтересован в песне. Но след в фильме от эпизода с Высоким остался в виде воспоминаний главного героя о былой морской дружбе.

«Охота на волков»

В октябре 1968 года на кинопробах Высоцкого в «Опасные гастроли» была сделана запись этой песни техником Жорой Заволокой. Похоже, что Володя был тогда не совсем в форме, и в конце исполнения на плёнке явно слышится звук падающей гитары.

«На следующее утро появляется Володя и к Заволоке: «Ребята, я вас умоляю, сотрите эту песню, у меня неприятности могут быть большие. Меня из-за неё КГБ затаскало». Володю на студии очень уважали и в ответ, — «Володя, какие разговоры, конечно сотрём».

 

Легенда про «Волков» гуляла тогда по студии и, когда я стал работать в картине, интересуюсь у Жоры: «А вы тогда песню стёрли?». Он: «Да ты что! Нет, конечно».

А потом, уже весной, когда снимали эпизод с кордебалетом и «И роза-гимназистка...», в перерыве между съёмками мы дали в павильон запись «Волков». Вижу звукотехник кордебалета из Московского мюзик-холла стоит с микрофоном и записывает с динамика нашу песню. Я к Хилькевичу : «Смотри, „Волков“ записывают». Хилькевич : «Пускай, их уже весь Ташкент слушает». (Он сам родом из Ташкента.)

Хилькевич, как режиссёр фильма, изначально был настроен взять Высоцкого на главную роль. Но формально нужны были кинопробы и других актёров. Известно, что «киношное» начальство Высоцкого особо не жаловало. И вот те актёры, которые пробовались, из любви к Володи специально играли в полсилы. Помнится как-то после очередных проб, заходит к нам в аппаратную Хилькевич и просит включить только что записанную песню очередного кандидата. Был он на лёгком взводе. Послушал, заплакал и сказал: «Ну, разве можно это сравнить с Высоцким. Высоцкий же — это Пушкин 20 века!». Так ему хотелось снимать именно Высоцкого в главной роли.

Благодаря Хилькевичу у нас на съёмочной площадке мнение Высоцкого было непререкаемым. К примеру, идут съёмки, и Высоцкому сцена не нравится: «Что мы снимаем какую-то мельтешню?». Хилькевич: «Всё. Стоп. Снимаем длинными планами». И сразу же беспрекословно реализуется предложение Высоцкого.

На съемках фильма «Особое мнение». Одесса. Фото: из архива Анатолия Борисова.На съемках фильма «Особое мнение». Одесса. Фото: из архива Анатолия Борисова.

 

Автограф для Лены

Случай, который много говорит о его характере, произошёл во время съёмок сцен в «Доме губернатора». Снимали в Одесском Доме учёных, где есть роскошный интерьер. И вот одна девушка, фанатка Высоцкого, стояла. Вздыхала, смотря на Володю, когда мы снимали на улице. А когда перешли в интерьер, попросила её провести. Ну, как не помочь любителю Володи? Я провёл её, посадил на операторские кофры, она сидит и млеет. В это время снималась сцена фильма, где Высоцкий поёт: «Дамы, господа, других не вижу здесь»... В перерыве между дублями она мне говорит: «Слушай, возьми у него автограф». Ну, мне как-то неудобно было. Вместе работаем и вдруг — «Володя, дай автограф». Прошу Хильевича, с которым у меня были хорошие отношения. Подходит он к Высоцкому, протягивает ему блокнот, показывает на эту девушку. Володя подымает голову: «Как тебя зовут? » Она говорит: «Лена». Он что-то пишет, возвращает ей блокнот. Я прошу: «Покажи, что написал». Она мне показывает: «Леночка, будь счастлива. Владимир Высоцкий».

Владимир Высоцкий на съемках фильма «Опасные гастроли». Одесса. Фото: из архива Анатолия Борисова.Владимир Высоцкий на съемках фильма «Опасные гастроли». Одесса. Фото: из архива Анатолия Борисова.

 

Работа без дублёра

По-моему мелочей, проходных деталей для него не существовало. Я назвал бы это высокой степенью проявления профессионализма, того чего нам крайне не достаёт в настоящее время. Человек огромного риска, он никогда, по крайней мере, в нашем фильме «Опасные гастроли», не пользовался услугами каскадёра или дублёра. Всё всегда делал сам. Вспомните хотя бы эти сумасшедшие скачки с погонями или его пробежки по крыше, когда он спасается от главного полицейского. Или его прыжок в пролётку. Прыгал он с балкона. Отмечу, что очень высоко. Метра четыре- пять — не меньше. Помню, подогнали пролётку с лошадью. Володя на балконе. Высоко, аж дух захватывает на него смотреть. И мы стоящие рядом видели и оценили его прыжок. Причём прыжок быль не один, а несколько дублей. К сожалению, в фильме режиссёр Юнгвальд-Хилькевич подрезал конец кадра. И сам полёт был вырезан. В итоге получилось — ничего особенного. Мне кажется, это была большая ошибка режиссёра. В погоне за ритмом монтажа он потерял интересную деталь. И ради Володи можно было бы этот кадр в фильме показать полностью.

 

Марина Влади

Марина приезжала во время съёмок «Опасных гастролей», когда их роман с Володей только начинался. Первый раз — в марте 1969 года, в дублёнке такой необычной. Снимался эпизод у памятника Пушкину, где Высоцкий читал : «Товарищ верь, взойдёт она...». Я прятался от холода на своем рабочем месте в тонвагене — автобусе для записи звука, а Марина с Володей, им же тоже холодно было, сидели у нас и целовались за перегородочкой. Ну, прямо как очень юные влюблённые. В это день как по заказу у многих оказались «случайно» с собой фотоаппараты. Ведь тогда Марина Влади была кинозвездой мировой величины. А потом к ней как то уже и привыкли. Потому что она стала часто приезжать к нам на съёмочную площадку.

Марина Влади и съемочная группа Одесской киностудии. Одесса, 1969 г. Фото: из архива Анатолия БорисоваМарина Влади и съемочная группа Одесской киностудии. Одесса, 1969 г. Фото: из архива Анатолия Борисова

 

Несмотря на свой статус одевалась неброско, в простой такой шерстяной кофточке, юбочке — и никакого грима. Вела себя очень скромно, сидела в стороне, смотрела, как идут съемки. Была очень контактным человеком. Помню, приехали мои знакомые туда же на Днестровский лиман в Николаевку, где снимались сцены «пикника», чтобы поглядеть, как снимают фильм, увидеть знаменитостей. Водки купили, и говорят: «Ты ведь знаешь Влади, попроси ее выпить с нами». Мне пришлось подойти к ней, чтобы не пасовать перед приятелями. Но она в вежливой форме отказалась. Зато потом, когда я встречал её на студии, первая со мной здоровалась. Что поражало моих приятелей.

Владимир Высоцкий на съемках фильма «Опасные гастроли». Одесса. Фото: из архива Анатолия Борисова.Владимир Высоцкий на съемках фильма «Опасные гастроли». Одесса. Фото: из архива Анатолия Борисова.

 

 

Перевоплощение

Снимали сцены в «Опасных гастролей», где Высоцкий переодевается нищим. Было это уже поздним вечером около операторского цеха, который находится под знаменитым съёмочным павильоном номер один, где снимали первые фильмы Российской империи. Ещё до начала работы стоит часть съёмочной группы: Георгий Юматов, по-моему, Шубарин и тут вдруг появляется грязный, замызганный нищий. Это был Высоцкий, но его никто сразу не узнал. Это было потрясающее перевоплощение: и внешнее (очень серьёзное), но главное — внутреннее. Он нашёл какой-то очень точный стержень нового образа. Буквально его чуть не спросили, а что собственно, Вы здесь делаете и как прошли. Это была минута оцепенения, когда догадались, что это Высоцкий. И тут Юматов, чтобы как-то выйти из неловкости, произнёс свою фразу по роли: «Ну, в Петербурге ты явишься в костюме турецкого султана или что в этом роде».

Продолжение эпизода с нищим снималось уже на старой студийной проходной. Сейчас она закрыта. Очень интересно была сыграна Володей уличная сцена. Он подходил к филёру и на разные голоса просил: «Ну, подай мне копеечку. Ну, хоть одну копеечку. Я тебя очень прошу — ну, одну копеечку». Всё это он обыгрывал на самые разные лады, разными голосами, кривляясь, дёргая за пиджак стукача.

На съемках фильма «Опасные гастроли». Одесса. Фото: из архива Анатолия Борисова.На съемках фильма «Опасные гастроли». Одесса. Фото: из архива Анатолия Борисова.

 

 

Мы, я имею в виду съёмочную группу, лежали от смеха вповалку. И всё как-то было грандиозно и красиво. Представьте себе: тёмная южная ночь, голубовато белая студийная каменная ограда, львы на колонах у ворот, яркий свет — и ажурная импровизация Володи, где он практически по тексту ничего не говорил. Очень жаль, что в фильм вошли лишь какие-то маленькие кусочки из сыгранного Володей в тот вечер. А лично я увидел в нём, причём абсолютно реально и наглядно, кроме прочих достоинств, ещё и большого мастера перевоплощения.

 

«Святая Елена»

Кстати, «Опасные гастроли» был первым фильмом Одесской киностудии, где появился всем теперь известный фирменный знак — кораблик, как символ студии, созданный в честь её 50-летия.

Заключительный эпизод, который мы снимали, —"Пожар на складе«, где Высоцкий дерётся с Копеляном. Оба они гибнут, а театральный склад сгорает от брошенной в драке керосиновой лампы. Это были ночные съёмки во дворе студии. А уже ранним утром появилась Марина Влади. Она стояла рядом с Володей и оба они были необыкновенно красивые, внутренне какие-то приподнятые. Может так казалось после бессонной ночи. Он был одет в фиолетовую водолазку (очень модную в то время) и на груди у него были прикреплены медалька и значок Одесской киностудии изготовленные к 50- летию студии. В Одессе Володю очень любили и он подобным образом тоже как бы благодарил за эту любовь.

Ещё одно воспоминание о том утре. Съемки уже закончились и вдруг, в предрассветном, ещё закрытом лёгким туманном море, Высоцкий увидел кораблик местного яхт-клуба. Представьте себе — поднимающийся из-за горизонта оранжевый апельсин солнца и силуэт корабля у кромки воды. Володя закричал: «Глядите, „Святая Елена“ причалила!» В сценарии были такие слова, но к другому месту. Режиссёр Хилькевич тут же даёт команду оператору Фёдору Сильченко снять этот кадр. Так благодаря Высоцкому родился финал фильма, которого, кстати, не было в сценарии. Это был последний съёмочный день.

Владимир Высоцкий на съемках фильма «Опасные гастроли». Одесса. Фото: из архива Анатолия Борисова.Владимир Высоцкий на съемках фильма «Опасные гастроли». Одесса. Фото: из архива Анатолия Борисова.

 

comments powered by HyperComments