Дизайн в городе: артдиректор Студии Артемия Лебедева о судьбе Пермского проекта

Остановочный комплекс в Перми.  © Пермский центр развития дизайна

На своей специальной лекции в Орле артдиректор Студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров рассказал о проектах Пермского центра развития дизайна, про городскую навигацию, красных человечков и конфликт старого с новым. Эркен приехал в наш город на один день по приглашению проекта «Заводные выходные» молодежного движения «Патриоты Орловщины».

Почему Пермь

С одной стороны, Пермь — город сложный. 5 лет назад она объединилась с Коми. Вокруг много лагерей, в регионе живет множество бывших зеков — еще 5-7 лет назад город занимал первое место по преступности в России. Зато здесь располагалось серьезное промышленное производство — на заводах делали двигатели для космических аппаратов, но при этом из Перми уезжала мододежь, потому что здесь было неинтересно. По статистике, 80% молодежи хотели уехать. В общем, не было никаких предпосылок объявлять Пермь культурной столицей.

С другой стороны, в истории были примеры когда дизайн играл роль в подъеме территории, когда культура, искусство и дизайн смогли очень сильно повлиять на экономику. После Второй мировой войны подъем итальянской экономики был во многом связан с развитием дизайна. Известен и пример Бильбао, в котором был построен музей современного искусства, после чего город стал культурной достопримечательностью. До этого там ничего особо интересного не было, и из туристов никто не ездил. Но в России таких примеров, вроде бы, не было.

У брендинга территории — 3 цели: инвестиции, туризм и лояльность жителей, которые ощущают, что живут в том месте, которое хвалит брендинг; ощущают, что оно — круто и известно, и не забытая всеми дыра.

И тогда в 2008-2009 годах новый тогда министр культуры края Борис Мильграм, тогдашний губернатор Олег Чиркунов, галерист Марат Гельман с подачи бизнесмена Сергея Гордеева провозгласили курс на модернизацию — но за счет культуры. Это уникальный случай, и заявление казалось фантастическим.

Но, по большому счету, ставка была сделана на появление новых производств, ориентированных на постиндустриальную экономику — это могло произойти благодаря изменению культурной жизни и облика.

Была разработана программа «Пермь — культурная столица Европы-2016». И если бы не сменилось областное руководство, была вероятность, что хотя бы к 2026 году Пермь могла стать культурной столицей Европы.

Брендинг Перми

Просто, понятно, повторяемоПросто, понятно, повторяемо

Пермь — первый город в России, получивший собственный логотип — в 2009 году, одновременно с заявлением «Пермского культурного проекта», Артемий Лебедев создал логотип — красную букву П. «Но при чем тут мы?», — говорили на это пермяки.

Логотип подходит для города — центра современной культуры. Он прост, как «Черный квадрат», оторван от привычки изображать древности — он устремлен не в прошлое, а в будущее.

С этого знака началась визуализация пермского бренда.

Брендинг Перми является частью постиндустриальной стратегии развития города. Эта стратегия предполагает развитие через культуру, прежде всего современную, в том числе и дизайн.

Брендинг предложил городу встать на путь постиндустриального развития. Вообще у нас мало кто мыслит такими категориями.
Если в 1920-е годы было важно количество фабрик или площади посевов — от них зависела сила страны, то сейчас у множества компаний-лидеров даже нет своих заводов. Сейчас важно, можешь ли ты создать актуальную и востребованную идею, решение. В этом и состоит постиндустриальная эпоха — когда творческие идеи могут приносить большие дивиденды (когда IT-Калифорния по заработками превосходит какой-нибудь промышленный район Китая).

Сегодня требуется вкладывать деньги не в технику, а в человеческий ресурс — вот для этого и нужна культура, важен дизайн, потому что человек не может жить в некрасивом пространстве и создавать красивые продукты, которые во всём мире захотят покупать.

Следом появилась необходимость создания инструментов для изменения среды. Одним из них стал шрифт Permian, который специально для Перми и «Студии Артемия Лебедева» разработал Илья Рудерман.

Шрифт Permian. © Илья Рудерман / Студия Артемия ЛебедеваШрифт Permian. © Илья Рудерман / Студия Артемия Лебедева

Он бесплатный, и любой человек или организация могут использовать его для создания любой продукции. Это важно, потому что сложно придумать стиль, а потом сказать: «Шрифты ищите сами». Естественно, никто не будет их покупать.

Сейчас, когда «Пермский проект» перестал так активно развиваться, исчез административный ресурс, большинство компаний его активно используют. Есть даже газеты и журналы, печатаемые «Пермианом».

Мало того, что появляется опеределенный стиль — городская среда становится более качественной — не используются плохие шрифты.


Следующий этап — создание носителей для государственной коммуникации. Так, Тёма Лебедев сделал визитную карточку для пермского губернатора Олега Чиркунова.

Фирменный стиль Правительства Пермского краяФирменный стиль Правительства Пермского края

Позже был создан фирменный стиль Правительства Пермского края — бланки, визитные карточки, все коммуникации. После оказалось, что до нашей работы даже не существовало качественного общедоступного изображения пермского герба — а теперь оно появилось.

У нас мало кто занимается дизайном общественных пространств, только частные компании — например, у себя в магазине. А государственные учреждения (школы, больницы), даже при хорошем бюджетировании, унылы и нелепы.

По заказу Правительства Пермского края Пермский центр развития дизайна, две пермские дизайнерские компании (Ozon Group, ГД) и Дмитрий Меркушев разработали фирменный стиль, систему внешней и внутренней навигации, а также интерьер Пермского краевого перинатального центра. Этот центр, как и десятки аналогичных центров по всей стране, возведен в рамках федеральной программы, но он — единственный, в котором в работе приняли участие профессиональные дизайнеры.

Интерьер Пермского краевого перинатального центра. © Пермский центр развития дизайнаИнтерьер Пермского краевого перинатального центра. © Пермский центр развития дизайна

В состав этой системы входят экстерьерные таблички и указатели, стела на въезде, входе и для пешеходов, а также вывеска и режим работы. Создана система карт, на которых обозначены планы этажей, зональное деление, указатели кабинетов и важных для посетителей и работников мест (туалеты, столовые и т.д.), а также указатель настоящего местонахождения человека, система навигаторов с основными направлениями движения в узловых точках потока людей, номера и названия кабинетов и подсобных помещений. В итоге здесь собраны в одном месте и хорошее оборудование, и позитивная среда.

Интерьер Пермского краевого перинатального центра. © Пермский центр развития дизайнаИнтерьер Пермского краевого перинатального центра. © Пермский центр развития дизайна

Пермские остановки и городская навигация

Достоверно известно, что остановка с рисунком уменьшает количество актов вандализма на окружающей территории в разы. Помимо удобства, обновленные остановки могли бы стать туристической достопримечательностью. Дизайн этих комплексов разработала Студия Артемия Лебедева. Стекла каждого павильона оформлены работами иллюстраторов, что позволяет минимизировать влияние графического вандализма. Для сбора работ была объявлена арт-программа «П-остановка».

Остановочный комплекс в Перми. © Пермский центр развития дизайна / Студия Артемия ЛебедеваОстановочный комплекс в Перми. © Пермский центр развития дизайна / Студия Артемия Лебедева

Указатели на фризах остановочных павильонов включают, помимо названия остановки, транскрипцию на латинице, направления (к центру/от центра). Слово «центр» не транслитерируется, а переводится на английский. При движении в центр рядом со стрелкой рисуется мишень.

Название остановки двигается по горизонтали в зависимости от количества направлений влево. © Пермский центр развития дизайна / Студия Артемия Лебедева

Название остановки двигается по горизонтали в зависимости от количества направлений влево. Все фризы изготавливаются по сетке, каждое направление занимает две колонки.

Фриз остановки. © Пермский центр развития дизайна / Студия Артемия Лебедева

Городская навигация в нашей стране присутствует только на уровне решений 1940-1950-х годов. Люди понимают, что на доме должна висеть табличка с номером и названием улицы, а на автобусе должен быть крупный номер. На этом все понимание проблем навигации завершается.

Пермский центр развития дизайна и Студия Артемия Лебедева разработали принципы городской и пешеходной навигации — указатели, таблички на домах. Для старых узких домов были сделаны узкие вертикальные варианты, для современных и длинных — вытянутые.

Навигационные элементы для Комсомольского проспекта в Перми. © Студия Артемия ЛебедеваНавигационные элементы для Комсомольского проспекта в Перми. © Студия Артемия Лебедева

Была создана и городская транспортная навигация, она уже частично внедрена. Во всех носителях городской транспортной навигационной системе используется шрифт Permian, от уличных информационных табличек до маршрутоуказателей в окнах общественного транспорта.

Маршрутоуказатели на общественном транспорте в Перми. © Пермский центр развития дизайна

Конфликт старого и нового или Современное искусство в городе

В начале пермского культурного проекта, 4 года назад, 80% молодежи хотели уехать из города. А по данным на конец 2011 года уехать хотели от 20 до 40%; впервые был зафиксирован приток населения. Не сказать, что всё благодаря дизайну — но он тоже внес свою лепту.

У нас в городах очень мало современного искусства. У нас относятся к искусству, культуре как к чему-то застывшему — что когда-то было сделано и это надо сохранить, а нового быть уже не может. То есть искусство не может развиваться, не может меняться, и должно быть таким, каким было в 19-м веке, или в 18-м, или в 16-м.

Естественно, что это не правильно. Представьте, что у вас есть взрослые дети, которым вы говорите: «ты должен делать так, как я; ты не должен быть самим собой — ты должен быть мной». Как это — неправильное воспитание, так и то — неправильный подход. Любое поколение имеет право на то, чтобы высказаться. В том числе и в такой форме.

Красные человечки и пермские ворота

Пермские красные человечки. © Пермский центр развития дизайнаПермские красные человечки. © Пермский центр развития дизайна

Символом Перми стали красные человечки — проект арт-группы «Pprofessors» — Марии Заборовской и Андрея Люблинского из Санкт-Петербурга. Это такой арт-контструктор, который собирается из брусков. Активно любить и ненавидеть их начали после того, как один человечек оказался на здании Правительства области.

Люди стали говорить, что губернатор сошел с ума. Потому что человечек некрасивый; а красиво — это как в 19-м веке. И зачем его сажали, и куда пошли народные деньги?

На самом деле человечки — дешевы невероятно. Они сделаны из деревянного бруса-тридцатки; стоит он недорого, соединить детали — тоже не дорого, закрепить где-то — тоже не очень дорого.

Человечки обеспечили продвижение города. Про них было было много публикаций даже в центральной прессе. Узнаваемость города выросла невероятно.

История с человечками была недорогой и эффективной, и до сих пор страсти по ним не утихают.

Пермские ворота. © Николай Полисский / polissky.ruПермские ворота. © Николай Полисский / polissky.ru

Это — «Пермские ворота». Их пермяки тоже сильно не любят. Но, на самом деле, они не понимают своего счастья. Потому что создал ворота хороший лэнд-арт художник Николай Полисский (www.polissky.ru) в рамках паблик-арт программы ПЕРММ. Они сделаны из простых бревен, подсвечиваются ночью, стоят рядом с вокзалом, и проезжающие их хорошо видят.

Ворота стоят 9 млн. рублей. И все говорят: на эти деньги можно было бы построить 10 больниц, отремонтировать в Перми дороги. Но никто не понимает, что дороги должны ремонтировать из дорожного бюджета, а на медицину выделяются деньги несоизмеримо большие — не 9, а 900 млн., и их не хватает. И если добавить еще 9 млн., это ничего не изменит в медицине. Но такие проекты могут изменить среду. Никто не знает, что 9 млн. рублей Дзержинский район Перми получил летом на озеленение, которого никто не заметил. И никто не жалуется — мол, лучше бы не озеленяли, а отдали эти деньги в детские дома.

За 3 года в Перми произошли серьезные изменения. Вначале многое воспринималось в штыки, то теперь количество понимающих людей выросло в разы. Да, тех, кому новшества не нравятся — больше, но ничего страшного в этом нет.

Я задался вопросом — для кого город должен быть предназначен? Условно, у людей существуют разные мнения — большинство говорит, что им это не нравится, а меньшинство — что нравится. Значит, право большинство. У нас любят проводить опросы, но на самом деле это не совсем верно. Потому что город должен сохранять лучших — самых богатых, самых умных, самых талантливых. Потому что если богатые, умные, талантливые уедут из города — там станет хуже, его уровень опустится, произойдет деградация. Так что важно, чтобы не абсолютное количество людей говорило «хорошо», а самые умные, талантливые и богатые говорили — «хорошо». В таком случае из города могут уехать недовольные — самые бедные, глупые, бесталанные. Возможно, это для города не так страшно.

Во всем мире решение о том, какая должна быть городская среда, принимает не народ, а эксперты — дизайнеру не надо принимать решений во врачебной сфере, а врачу — в дизайнерской.

Мы спрашиваем: почему за границей хорошо, а у нас плохо? Потому что у нас решения принимаются большинством, а не экспертами.

Заметьте: Пермь продвигается через арт-объекты, навигацию, а не прямую рекламу. Это такой современный инструмент продвижения — создание «информационных поводов».

Брендинг территорий Пермского края

Брендинг территорий Пермского края. © Пермский центр развития дизайна

По заказу Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края Пермский центр развития дизайна и компании Ozon Group, Левел, СИА груп и Витамин разработали брендбуки для 8 территорий в рамках проекта «Пермский сувенир». Именно они были выбраны как самые перспективные «драйверы развития туризма». После изучения образно-географических специфик этих территорий были выделены имиджи и основные визуальные смыслы.

Что касается образов, то в них авторы концепций постарались найти максимально современное звучание. Так, Чайковский — молодой город с замечательной природой, акваторией и яхтами — поэтому символ чайки был оправдан, в отличие от композитора. В Чердыни еще сохраняются традиционные промыслы. Кудымкар — может стать центром зимнего отдыха молодежи, поэтому в его логотипе — парадоксальное сочетание тепла и снежинки. Станция НЛО Молёбка считается аномальной зоной, туда приезжают уфологи. Кын — завод-музей, на котором делались металлические болванки, г. Кунгур — «чайная столица» и т.д.

Сувениры с символикой г. Чердынь. © Пермский центр развития дизайна / Студия Артемия Лебедева

Проект «Пермский сувенир» был создан в 2010 году для формирования туристически привлекательного имиджа Пермского края. Все продукты, для него дизайнерами, будут доступны малому и среднему бизнесу, а также государственным организациям. Любое предприятие сможет получить их для коммерческого использования без всякой оплаты.

Фирменный стиль Соликамска. © Пермский центр развития дизайнаФирменный стиль Соликамска. © Пермский центр развития дизайна

Главное в этой ситуации то, что впервые в постсоветской истории экспертная организация занялась дизайном и брендингом территории. И это знаменательно, поскольку, к сожалению, до сих пор в России все государственные коммуникации создаются людьми, которые не являются специалистами в этой области.

Лекция Эркена Кагарова в Орле. © Евгений Борисов / ОКО-ФотоЛекция Эркена Кагарова в Орле. © Евгений Борисов / ОКО-Фото

Лекция Эркена Кагарова в Орле. © Евгений Борисов / ОКО-ФотоЛекция Эркена Кагарова в Орле. © Евгений Борисов / ОКО-Фото

Эркен Кагаров про орловские достопримечательности

— То, что орел на вокзале есть — это хорошо. И если бы я приехал в Орёл, а орла не было — я бы очень жалел. Я в городе первый раз — и всё, что я до этого знал про город — наверное, что там есть орел. И я его увидел. Но пока мне показалось, что сейчас стилистически он не интересен.

Сегодня в мире существует тенденция — делать то, чего у нас боятся — размещать рядом контрастные вещи. Например, на лужайке перед старым замком может стоять сверкающий суперсовременный куб с визуальными эффектами, и это создает очень необычное ощущение.

И у вас в городе может появиться еще какая-то штука на тему орла, даже современное решение. Потому что неправильно в наше время делать что-то обязательно «как раньше». Надо делать «как сейчас» — потому что у нас всё другое: жизнь, создание, одежда.

Орел у вокзала в Орле. © @orel_u_vokzala

В публикации использованы фотографии и изображения: Эркена Кагарова; Студии Артемия Лебедева; Пермского центра развития дизайна

 

comments powered by HyperComments