Галерея на кухне и выставка в самолете: музеи будущего

Музей — одна из самых консервативных институций, но даже ей рано или поздно придется кардинально измениться. С одной стороны, она должна стать доступнее для посетителей, а, с другой, — помочь художникам воплощать их самые смелые идеи. Швейцарский куратор и самый влиятельный человек в мире искусства Ханс-Ульрих Обрист прочитал в Институте «Стрелка» лекцию о том, чего не хватает современному музею и какие три вещи смогут изменить его навсегда.

David Shammablue / Flickr.com

Музей должен выйти за пределы зданий

Посмотреть, почему Ханс-Ульрих Обрист — самый влиятельный человек в мире искусства
Искусство не может вечно оставаться запертым в четырех стенах галереи, оно должно все чаще выходить за их пределы и все больше взаимодействовать с городским пространством. Сам Обрист часто устаивает выставки в самых неожиданных местах. Например, свою собственную кухню он превратил в галерею, еду и посуду — в предметы искусства, а холодильник — в элемент выставочного пространства. Также он устраивал выставки в салонах рейсовых самолетов, в квартирах и даже в монастырской библиотеке.

Такие эксперименты помогают решить сразу несколько проблем. Во-первых, традиционные галереи часто сосредоточены на определенных форматах, и проводят только те выставки, которые в эти форматы вписываются. В то время как у любого художника есть нестандартные идеи, и он не может реализовать их просто потому, что для этого не нашлось подходящего места.

Во-вторых, впечатления у зрителя, который пришел, например, на кухню к художнику, будут совершенно не такими, как если бы он увидел те же экспонаты в галерее. И, наконец, в-третьих, постепенно меняется сама задача музея — теперь она заключается еще и в том, чтобы сделать искусство ближе зрителям, интегрировав его в их повседневную жизнь.

Фото: © Lorenzo Belenguer / Flickr.comФото: © Lorenzo Belenguer / Flickr.com

Музей должен предоставлять художнику не только место, но и время

   
Один из проектов Обриста называется Il Tempo del Postino. Его отличие от традиционной выставки было в том, что художникам давалось не пространство в галерее, а пятнадцать минут времени перед зрителями, за которые они должны были придумать новое произведение искусства. Каждое такое произведение было своеобразным «письмом», которое художник отправлял аудитории (Il Tempo del Postino переводится с итальянского как «Время почтальона»).

Проекты получились совершенно разными: одни читали манифесты, другие устраивали музыкальные или театральные шоу. А датский художник Олафур Элиассон поставил перед зрителями огромное зеркало, так, чтобы они видели в нем свое отражение. Одновременно с этим оркестр повторял все звуки, которые раздавались в зале: покашливания или шарканье ног. Таким образом, экспонатами оказались сами зрители. Цель таких проектов не только помочь искусству развиваться, но также установить контакт между зрителем и художником, сделать их ближе друг к другу.

Фото: Joan Jonas / © Museum in ProgressФото: Joan Jonas / © Museum in Progress

Музей должен объединять разные виды искусства

 
Музеи, посвященные только одному направлению, со временем останутся в прошлом, а экспозиция станет местом, где будут представлены самые разные виды искусств. В качестве примера Обрист привел Сергея Дягилева, который еще в начале XX века изобрел мультимедийную среду, объединяющую танец, музыка, живопись и архитектуру. Собирая свою знаменитую балетную труппу он искал не только великих танцовщиков и хореографов, но и известных художников, таких как Пикассо и Маттисса, которые работали над декорациями. Таким образом антреприза Дягилева оказала огромное влияние на искусство в целом и стала грандиозной площадкой для обмена творческими идеями.

 

Балет Дягилева. Ballets Russes with Apollo_musagète. Dancers are Alexandrova Danilova and Serge Lifar — Apollon Musagetes 1928 / ru.wikipedia.orgБалет Дягилева. Ballets Russes with Apollo_musagète. Dancers are Alexandrova Danilova and Serge Lifar — Apollon Musagetes 1928 / ru.wikipedia.org

Мы попросили прокомментировать материал Веру Ефремову, директора Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева.

Вера Ефремова

Вера Ефремова

директор Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева.

Орел по праву считают «третьей литературной столицей России». Наш объединенный литературный музей собрал под одной крышей шесть филиалов. Это музеи Тургенева, Лескова, Андреева, Бунина, Грановского и других писателей-орловцев. Сейчас среди музейщиков популярен термин «образовательное развлечение». Идя по этому пути, мы запустили ряд современных проектов, позволяющих креативно подать классику публике. Среди них ландшафтный арт-проект «Маменькин садик» (сад В.П.Тургеневой с ее любимыми растениями), фольклорные «Капустные посиделки» и городской перфоманс «Орел.История в лицах». Такие проекты собирают большую аудиторию и стимулируют общественный интерес к отечественному литературному наследию.

Теперь о проблемах. Развитие любого города требует внятной архитектурной концепции. Орёл пока ещё не стал маленьким Манхэттеном-на-Оке, но контуры подобного тренда уже видны. Хаотичное «точечная» застройка всё ближе подбирается к историческому центру, где компактно расположены основные музеи нашего литературного кластера. Поэтому, мы выступаем за создание так называемого «Музейного квартала» со статусом заповедной зоны. Есть и другой комплекс проблем, особо актуальный для всех орловских музейщиков — отсутствие в нашем городе строительных организаций, способных не просто формально получить лицензию, а качественно провести ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия. Тендеры на проведение таких работ всё чаще выигрывают не местные, а иногородние компании.

Посмотреть лекцию полностью можно на сайте Института «Стрелка».

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»
Фотографии: Joan Jonas, ru.wikipedia.org, Lorenzo Belenguer

 

comments powered by HyperComments