«ОКРОШКА»: лекция Евгения Борисова о миссии журналистов в эпоху социальных медиа

«ОКРОШКА»: лекция Евгения Борисова. © Степан Змачинский / OrelGrad.ru

Главный редактор «ОКО-Фото» Евгений Борисов в своей лекции на «ОКРОШКЕ» объяснил, почему журналистам надо быть пионерами новых медиа-технологий.

Евгений Борисов Главный редактор «ОКО-Фото»

Региональные журналисты очень пропитаны штампами. Возможно, это это связано с недостатком новых знаний о своей профессии.

«Учить матчасть» в условиях развития новых медиа, во-первых, означает, что буквально каждый день журналисту нужно получать новые знания о том, как эта отрасль меняется. Во-вторых, следует стремиться все эти идеи претворить в жизнь, поскольку именно на региональном уровне СМИ устроены так, что они до последнего цепляются за старые носители контента. И именно эта косность мышления не дает новым медиа двигаться вперед.

Будьте пионерами, пытайтесь доносить передовые идеи до всех окружающих.

Почему старые медиа неизбежно умрут? Представьте себе нынешних молодых людей, которым сейчас, например, по 20 лет, родившихся в новой России. Так вот — они не имеют практически никакого представления о том, что такое подписка на бумажные газеты и журналы. В позднее советское время каждая семья выписывала просто горы газет и журналов. Те, кто имели такой опыт, уже находятся в середине своего жизненного пути или гораздо старше; через 10-30 лет они прекратят свое активное взаимодействие со СМИ, и привычка читать бумажную прессу уйдет вместе с ними.

Эксперты из Future Exploration Network уже составили график мирового вымирания газет. Инфографика с http://www.futureexploration.net/Эксперты из Future Exploration Network уже составили график мирового вымирания газет. Инфографика с http://www.futureexploration.net/

 
Не надо отвергать приход новых носителей, используя аргумент, что «это всегда было и так всегда будет». Не надо переживать об эстетике. Да, многие сторонники газет говорят о том, что «газета такая бумажная, она приятно пахнет, ее хочется „пошуршать“». У глиняных табличек в Месопотамии тоже была своя эстетика, и у бересты на Руси 1000 лет назад, или пергамента, она была. Но она вся ушла. И бумажный носитель контента, существующий сейчас, — это только один из вариантов существования медиа в определенную историческую эпоху, который, через какое-то время, тоже сгинет. Поэтому не надо так за него цепляться.

Возможно, районные газеты, так характерные для регионов, будут существовать долго, потому что аудитория, которая их читает, любит новости именно о том, что происходит рядом, здесь. Действительно, этот «аргумент» высказывается сторонниками сохранения малой прессы в традиционном виде. К сожалению, это невероятно косная машина, которая делает непродуктивную в экономическом плане работу, за которую приходится расплачиваться государству — то есть налогоплательщикам. Здесь главная проблема — очень дорогая «последняя миля». Если горожане могут купить бумажную прессу в киосках — «точках концентрации», то в сельской местности доставка газет зависит исключительно от работы почты.

Местные традиционные редакции, собирающие информацию, останутся, но в другом виде. Процесс их трансформации происходит на наших глазах. Каких-то 10-15 лет назад сотовый телефон был дорогой и эксклюзивной вещью, а сейчас все научились им пользоваться, и у любой бабушки на селе есть мобильник, и она знает, какие кнопки нужно нажимать. Так и в ближайшие годы, в течение 3-5 лет, устройства с «электронной бумагой», которые уже существуют, распространятся повсеместно, в том числе и на селе. Поэтому и модель распространения СМИ претерпит изменения. Возможно, люди, не привыкшие читать сайты, будут читать местные новости через агрегаторы или приложения на таких устройствах.

Не надо изобретать велосипеды — интегрируйте все ваши начинания в социальные сети. Там уже находится колоссальное количество людей. И придумывать какие-то варианты распространения контента или завоевания аудитории уже не нужно. Ставьте ваш проект на рельсы социальных платформ, создавайте приложения, как, например, Flipboard, который всю вашу твиттер- или фейсбук-ленту верстает в виде газеты. Можно написать какое-то свое приложение, которое будет собирать интересующую пользователя информацию воедино.

Приложение Flipboard для iPad — один из первых и удачных примеров конвертации ленты соцсетей в подобие персональной газеты. © ОКО-Фото, иллюстрацияПриложение Flipboard для iPad — один из первых и удачных примеров конвертации ленты соцсетей в подобие персональной газеты. © ОКО-Фото, иллюстрация

 

Журналисты должны смириться с тем, что они потеряли свою эксклюзивную роль в производстве и распространении информации. Теперь они должны довольствоваться некоей «мессианской» ролью «журналистов мнений». Потому, что сегодня получить новость и распространить ее с помощью социальных сетей можно практически мгновенно, традиционные СМИ уже практически не актуальны. Такие примеры есть и в Орле. В конце января этого года, когда был отправлен в отставку мэр Сафьянов, произошел первый случай, когда информация об этом резонансном событии распространилась буквально за минуты. В прошлые годы мы должны были ждать несколько часов, пока об этом не напишет агентство «Регнум»; еще раньше надо было ждать вечернего выпуска телевизионных новостей; еще раньше надо было ждать следующего дня, когда «Орловская правда» напишет об этом. То есть даже в регионах стало много людей, которые сообщают в интернете обо всём, что происходит, и СМИ теряют традиционную возможность быть эксклюзивным источником информации. Поэтому СМИ должны научиться работать по-новому — агрегировать информацию из социальных сетей, как, например, Александр Зыбин, который создал проект «Зыбинская пропаганда» — он агрегирует твиттер-ленту всех орловских твиттер-пользователей. И этим ресурсом пользуются даже журналисты, которые могут сразу же получить информацию, что и где произошло. То есть не надо иметь свою распределенную корреспондентскую сеть. В современных условиях журналистам остается ниша лидеров общественного мнения. Поэтому сейчас появилось так много экспертных проектов, колумнистов, — это даже называют «Веб 3.0» — «интернет экспертов». Это важно и потому, что в наше время, как никогда, необходимо уметь ориентироваться в происходящих событиях, многие из которых не имели аналога в предыдущей истории человечества. И журналисты, которые превращаются в публицистов, должны брать на себя функцию тех, кто поможет разобраться в происходящем, поведет за собой людей.

Соревнование, которое наметилось между блогерами и журналистами несколько лет назад — кто быстрее? — не совсем актуально. Блогер отличается от журналиста тем, что работает спонтанно. Если блогер работает систематично, он становится журналистом. Он уже должен выискивать темы, которые считает актуальными. Получается, он сам создает повестку, сам указывает на темы, которые актуальны, на которые надо обращать внимание. Он должен понимать, что превращается в журналиста, и работать гораздо более системно.

Региональный информационный рынок должен кардинально измениться — сегодняшняя аудитория — как трава, которая прорывается сквозь сетку — она уже не может существовать в том количестве негатива, за которым гоняются некоторые СМИ, каких-то скучных проблем. Люди сегодня стали гораздо более активными, и если им что-то не интересно, они просто откладывают это в сторону. А СМИ нужно выживать именно за счет аудитории. Изучайте новые медиа-веяния, чтобы не оказаться у разбитого корыта.

Фото: Степан Змачинский / Orelgrad.ru

 

Видеоверсия лекции

 

При поддержке


 

 

comments powered by HyperComments