«ОКРОШКА»: лекция Екатерины Глазковой о том, как в регионах интернет-медиа вытесняют газеты

«ОКРОШКА»: лекция Екатерины Глазковой. © ОКО-Фото

Самый профессиональный главный редактор в Орловской области, учредитель электронной газеты «Вечерний Орел», медиа-менеджер Екатерина Глазкова рассказала в своей лекции на «ОКРОШКЕ» 28 июля, почему бумажные СМИ пока неохотно уступают место электронным, и почему орловский рынок интернет-проектов ожидают блестящие перспективы.

Екатерина Глазкова Медиа-менеджер, учредитель электронной газеты «Вечерний Орел»

Дискуссия по поводу смерти газет бесконечна. Может быть, только лет через 100 будет ясно, кто из нас прав. Дело в том, что эра платной информации прошла. Сегодня, в условиях развития информационного общества, платить за информацию смешно. Хотя, когда я изучала опыт британских бумажных СМИ, всегда поражалась уровню их прибылей — это огромные корпорации, имеющие большие доходы от бумажных СМИ. Я всегда думала: почему мы не можем ничего заработать, а они зарабатывают на той же самой бумаге? И поняла, что в нашей стране платить не за что. Информацию на бумаге нельзя продать. Потому что бумажные проекты очень дороги, и их могут реализовывать только очень крупные инвесторы. В условиях нашей страны таким инвестором может быть только государство. Но когда государство начинает делать газеты, мы все знаем, чем это может закончиться.

С каждым подключением к интернету шансов у некачественных газет будет все меньше, если только кто-то не придумает нечто уникальное. Поэтому я сейчас перехожу к интернету.

Я считаю, что на сегодняшний день в Орловской области ситуация складывается так, что потенциал по развитию и зарабатыванию денег в интернете — просто уникальный. Сайт «Орлец» (к которому у меня, как представителя старшего поколения и журналиста, много претензий), не являющийся СМИ по сути, сделал уникальное дело — в принципе перевернул отношение инвестора к ситуации в интернете. Если раньше мы забавлялись в интернете кто как мог — создавали блоги, сайты (зачастую за собственные деньги), и всерьез нас никто не рассматривал, то «Орлец» переменил эту ситуацию кардинально.

Работать просто так, без монетизации своего дела, можно, наверное, в молодости. Но в зрелом возрасте мы должны думать о том, что все усилия должны приводить к результату. И с этой точки зрения я оцениваю рынок Орловской области потенциально емким. Мой маленький сайтик «Вечерний Орел» деньги зарабатывает, и нам на двух человек вполне хватает. На сегодняшний день у нас заключены рекламные контракты на октябрь-ноябрь.

Сегодняшнее региональное интернет-сообщество талантливо, но оно разобщено и характеризуется полным отсутствием инвесторов. Поверьте мне, не пройдет и полугода, как появятся игроки, которые будут заинтересованы во вложении средств в интернет-проекты; а те, кто начал это дело сейчас, будут скоро одними из самых высокооплачиваемых журналистов в Орловской области (я имею ввиду не просто медийные, а, скорее, информационные проекты, которые хоть и в новом формате, но также занимаются подачей информации).

Сказать, что бумага совершенно никому ни нужна и не приносит прибыль, нельзя. У меня, помимо чисто электронного проекта, есть еще бумажный коммерческий «Зеленый проект» — газета для дачников, которая выходит в Брянске, Курске и Орле. И бабушки из деревень пишут мне по электронной почте письма с вопросами, как вырастить свёклу, «скидывают» тыквы! То есть интернет перестал быть местом только для молодежи. Давайте вспомним, у кого сегодня деньги? У людей старше 30 лет, накопивших потенциал, которые могут инвестировать куда-то средства. Этих людей картинками не заманишь — им нужна информация. Поэтому я считаю, что будущее в интернете принадлежит новостным коммерчески окупаемым проектам. Те, кто будут делать новости больше, лучше и качественнее, те через два года смогут разговаривать с остальными медийными ресурсами на равных, или даже с более высокой позиции.

«Бабушки из деревень пишут по электронной почте письма с вопросами, как вырастить свёклу, «скидывают» тыквы», — рассказывает Екатерина Глазкова. © Евгений Борисов / ОКО-Фото«Бабушки из деревень пишут по электронной почте письма с вопросами, как вырастить свёклу, «скидывают» тыквы», — рассказывает Екатерина Глазкова. © Евгений Борисов / ОКО-Фото

 

Мне вообще нравится интернет, хотя я не смотрю картинки и демотиваторы не сочиняю. Я общаюсь с людьми, которым около 40, и которые занимаются бизнесом — они говорят, что все новости читают в интернете. И новости не просто от блогеров, или от тех, кто что-то увидел — им нужна традиционная качественная подача новостей. Чтобы всем всё было понятно, где, что и как происходит.

И еще одна проблема интернета, которая долго будет существовать — отсутствие доверия к информации. Если раньше о чем-то написала «Орловская правда», даже если она ошиблась, все говорили: «Ну это же газета написала, „Орловская правда“!» Когда молодые люди из «Орлеца» сообщают достаточно достоверную информацию, многие возражают: «Ну что вы, откуда они это знают?»

Так что все, кто будут заниматься информационными проектами в интернете, должны обязательно проводить работу по повышению доверия к своей информации. Интернет-СМИ должны быть точно такими же консервативными и уважаемыми, как и оффлайновые медиа. Никакие арт-проекты никогда не перебьют по влиянию The Guardian и The Washington Post.

По мнению Екатерины Глазковой, никакие арт-проекты никогда не перебьют по влиянию The Guardian и The Washington Post. Скриншот http://www.washingtonpost.com По мнению Екатерины Глазковой, никакие арт-проекты никогда не перебьют по влиянию The Guardian и The Washington Post. Скриншоты http://www.washingtonpost.comПо мнению Екатерины Глазковой, никакие арт-проекты никогда не перебьют по влиянию The Guardian и The Washington Post. Скриншоты http://www.guardian.co.uk и http://www.washingtonpost.com

 

Знаете, какая была самая дорогая газета в мире? Для Рокфеллера делали один экземпляр. Над ним работала работала целая редакция: журналисты, редакторы. С коммерческой точки зрения это была самая успешная газета.

Я хочу, чтобы в Орле стало больше информационных сайтов — сейчас их мало. Соответственно, конкуренция в этой сфере пока никому не грозит — ни по рекламе, ни по привлечению пользователей. Это тот самый момент, когда мы все вместе можем работать на одно общее дело, и дивиденды тоже будут расти. Это такая синергия, когда 2 + 2 = 5. Но это временно — через какое-то время будет жесткая конкуренция.

Очень важно, что государство в этом ничего не понимает. Пока власть не наймет профессионалов, и не поймет — как это важно — представлять в интернете хорошие качественные новости в огромном количестве — она нам не конкурент. Редкий случай: пользуйтесь моментом! Во всех остальных случаях играть с государством в игры бесполезно.

Качество материала или оперативность его размещения? Качеством не стоит жертвовать вообще никогда, потому что качество — это отложенная прибыль в будущем. Качество обязательно должно быть везде. Если что-то делаешь, либо делай это хорошо, либо не делай совсем.

У нас в Орле пока пока никто не может предложить качественную информацию уровня РБК, «Коммерсанта» или «Ведомостей». Я хочу создать такой ресурс, но не не знаю, как у меня это получится. Блоги, ЖЖ и все остальное — мне кажется — это вопрос коммуникаций между людьми. Там мы находим сторонников, которые думают также, как и мы, спорим с ними. Это не СМИ — это замена общения, которое было раньше с узким кругом друзей на кухне. А теперь этот круг огромен и анонимен. Рассматривать блогеров как серьезных поставщиков информации не стоит: они пишут для души. Блоги — не сегмент информационного рынка, и, тем более, не бизнес-проект, хотя некоторые блогеры умудряются хорошо зарабатывать.

Могут ли выжить газеты? По сравнению с интернетом газеты — совершенно другой мир, совершенно другой подход к информации. Сегодня газеты смогут выжить, если они будут давать эксклюзивные материалы, заниматься поиском информации, публиковать то, чего нет ни у кого. Но пока, как я вижу по развитию информационного рынка Орловской области, профессия журналиста у нас превратилась в копирайтера или копипастера пресс-релизов официальных органов власти. Я сегодня практически не знаю журналистов, работающих в бумажных СМИ, которые могли бы заняться расследованиями; нет громких имен, которые бы славились собственным мнением. Все это связано с политикой и с тем, что многие талантливые и способные люди ушли из государственных СМИ. Вообще, всё самое интересное для СМИ начинается сейчас на свободе. Проект в интернете, в отличие от газеты, в исполнении достаточно дёшев. Но, к сожалению, частные инвесторы вкладывают деньги в газеты, которые они воспринимают как собственную визитку. У нас есть городская газета, принадлежащая крупному бизнесмену, в которой он изображен в разных ракурсах, а сама газета не несет необходимой смысловой нагрузки.

Новости — моя профессия. Я считаю, что новости — на сегодняшний день — это главное, на чем можно заработать деньги, реализоваться и получить развитие. Эмоции не нужны, в эмоции никто не верит сегодня. Нужны факты. Никто не будет читать про эмоции. Нужны эмоции? Читайте Джека Лондона или Дарью Донцову. А потребителю некогда копаться в ваших эмоциях — он открыл утром сайт и должен получить информационную картину дня. Но за это СМИ должны получать деньги. Журналистам хочу пожелать денег. Работать нужно за деньги. Но чтобы еще работа и нравилась — тогда это счастье.

У нас всё впереди — в Орле вообще всё впереди! Я не знаю, что вы сидите — уже бы давно сайтов все понаделали!

Фото: Евгений Борисов, Алина Дулева

При поддержке


 

 

comments powered by HyperComments