«ОКРОШКА»: лекция Романа Федосеева о новой визуальности в интернете

«ОКРОШКА»: лекция Романа Федосеева. © ОКО-Фото

В своей лекции на «ОКРОШКЕ» 28 июля Роман Федосеев, шеф-редактор московского интернет-проекта W → O → S (Weekend OpenSpace), по скайпу рассказал о передовых экспериментах по поиску образа интернета будущего. 

Что такое W-O-S

Роман Федосеев Шеф-редактор W → O → S

Многие знают проект OpenSpace. Он существует несколько лет: сначала  писал про культуру, потом стал писать про политику и общественную жизнь.

В какой-то момент в редакции OpenSpace возникла идея создать приложение для выходных, которое бы способствовало дополнительной монетизации и рассказывало бы о том, как проводить время в городе. Поскольку основная редакция не хотела, чтобы их сайт на выходных перекрывался другим сайтом,  W → O → S решили сделать самостоятельным сайтом. Теперь он слабо связан с OpenSpace.

Изначально идея основалась на концепции «новой визуальности», на передовых и авангардных направлениях. Наверное, многие уже заметили, что в последнее время потребление контента в интернете сдвигается от текстов в сторону картинок, видео, каких-то визуальных вещей. Мы видим, как популярны сейчас картинки с вирусным комментарием, демотиваторы, короткие комиксы. Команда, которая складывалась вокруг W → O → S, чувствовала эти тенденции, и у нее родилась идея построить сайт на этой «новой визуальности». Тем более, предполагалось, что он будет ориентирован на молодую аудиторию в возрасте от 15 до 25 лет, которая куда более, чем представители старшего поколения, ориентирована на визуальность. Если взрослые люди еще готовы читать длинные тексты, то молодежь предпочитает картинки.

Полноценный запуск W → O → S состоялся в конце февраля 2012 года. Там был опубликован некий манифест, в котором говорилось, что молодое поколение будет ориентировано на визуальность; поэтому длинные тексты, большие старые форматы, нами были отвергнуты.

Что я подразумеваю под этим? На нашем сайте нет больших длинных текстов, таких классических историй, когда есть некий текст, который, в лучшем случае, перемежается какими-то картинками. Как, в 90% случаев, на сайтах и в СМИ  устроен контент? Есть главная картинка, под которой расположен текст;  в лучшем случае, там есть еще фоторепортаж. Мы же изначально старались от этого отходить. Поэтому часть наших материалов не делается в так называемой «админке», а полностью собирается программистами с помощью программного кода. И каждый материал строится по-другому, нежели предыдущий. У нас на сайте нет такой структуры — «вверху картинка, внизу — текст», а всегда придумываются новые элементы.

Эти большие материалы, которые мы называем «фичерами», по сути, — целые отдельные мини-сайты; они могут строиться на разных логических принципах. В них может быть видео, одно сменяющее другое, коллажи. Обязательно есть аудиосопровождение.

Сейчас у нас развивается еще один формат: все элементы внутри материала — картинку, заголовок, текст, можно передвигать с помощью мыши, они свободны. Это чисто технологические эксперименты, которые показывают возможности веба.

Из новых форматов у нас, например, активно используются различные генераторы контента.  У нас был генератор политических твитов и статусов в фейсбуке — если пользователь не хотел сам придумывать актуальную пламенную историю, он мог ответить на 5 вопросов теста и получить готовый текст, который размещал у себя в фейсбуке. Был генератор нелепых новостей: как вы знаете, в летнее время  серьезных событий не происходит, и новостники  в «Ленте.Ру» или в РИА Новости вытаскивают смешные и нелепые истории. Мы создали генератор таких нелепых новостей, который выглядел как страница некоего новостного сайта. Там был ползунок, который можно было двигать — и новостная картинка менялась в сторону большей или меньшей нелепости.

Мы придумываем и интерактивные игры. На сайте есть рубрика «Гражданские инициативы», в которой как-то рассказывалось о том, как правильно выбрасывать мусор — его нужно было сортировать по разным категориям, для чего мы  нарисовали картинку с урнами и набором мусора.

Другой пример — работа с фото. Если на большинстве сайтов и в СМИ публикуется галерея, которая идет вниз  как фотоотчет о чем-то (одна фотография за другой, с подписями), то  мы большое значение придаем анимированным фотографиям в формате  GIF, в которых происходит движение. Это не статичные, а интерактивные изображения, которые меняются при движении мыши по картинке.

На страницах проекта W → O → S очень часто встречаются анимированные GIF-изображения. © W → O → SНа страницах проекта W → O → S очень часто встречаются анимированные GIF-изображения. © W → O → S

 

Еще мы делаем  большие коллажи из картинок. Если у нас есть фотосет, мы, скорее всего, не будем размещать фотографии одну за другой, а нарежем их в своеобразное полотно,  а подписи к ним будут появляться, например, при наведении мыши.

Горизонтальная прокрутка — другая вещь, которая отмечала нас с самого начала и вызывала даже некое неприятие. Дело в том, что все привыкли, заходя на сайт и крутя колесико мыши, пролистывать страницу вниз.  А у нас во многих материалах картинка двигается направо.  В одном из фичеров два слоя картинок двигались с разной скоростью —  на первом и втором планах — так что создавался 3D-эффект присутствия

Главное, что эти технологические решения доступны сейчас любому программисту. Для этого не надо быть слишком продвинутым, достаточно постоянно расширять свой кругозор.

Еще нас отличает постоянный поиск. Так, мы поменяли дизайн через 2 месяца после открытия.  Я не  помню, чтобы где-то происходило подобное. Первый дизайн был слишком авангардным, материалы там располагались в полухаотическом порядке, без рубрикации и сеток; это был такой первичный бульон.  Мы поняли, что эта система отталкивает читателей и не работает.  Через 2 месяца мы сделали более структурированный и логичный дизайн, на котором не будем останавливаться.

 

О проблемах и идеях

Оригинальная верстка W → O → S

Несмотря на то, что новые тенденции очевидны — в эту сторону двигается история — переломить уже сложившуюся систему потребления контента пока еще очень сложно. Люди привыкли воспринимать картинку и мыслить текстами. Пока еще многие пользователи, открывая интерактивные и синтетические материалы, не понимают их: им кажется, что от них требуется слишком много усилий, чтобы понять, что там. Думаю, это нормальная история для любых нововведений — сначала их всегда не готовы принять.

Дело в том, что новая визуальность — восприятие текста с картинками — не означает, что люди хотят просто смотреть красивые картинки (котиков и какие-нибудь шутки). Им нужна информация.  Соответственно, мы должны научиться передавать информацию  визуально: через картинки, инфографику, интерактивные карты, таблицы. Но в России очень плохо с инфографикой, очень мало специалистов, которые способны ее делать на высоком уровне.

Еще одна проблема — техническая. Если вы делаете обычный сайт с текстом, то в 99% случаев он будет корректно отображаться во всех браузерах, на всех устройствах и во всех операционных системах. Как только вы делаете что-то сложное, вы сталкиваетесь с ситуацией, когда материалы частично не отображаются в старых браузерах, частично — на айпаде, и так далее.  Сейчас, чтобы сложный составной материал  с интерактивными штуками отображался на всех платформах,  нужно посадить специального человека, который будет всё это контролировать.

Ко всему прочему, большие и сложные фичеры отнимают у нас много времени и сил, потому что собирать каждый раз минисайт — долго и затратно. Сейчас в этом деле появились некоторые подвижки: совсем недавно, в узких кругах, стал заметным проект Readymag— это что-то вроде конструктора для айпад-журналов, которые будут отображаться и в обычных интернет-браузерах.  То есть все модели сложных фичеров они хотят привести к унификации, создать готовые блоки, из которых можно составлять сложные конструкции без умения программировать.

Наш проект — своеобразная экспериментальная фабрика:  мы работаем на будущее и ищем новые форматы. От чего-то — отказываемся, что-то — оставляем. Сейчас главное — не использовать какой-то один инструмент «до упора», а искать что-то новое, экспериментировать. И тот, кто найдет правильные инструменты, правильные методы подачи контента, тот в будущем  сорвет куш и станет важным элементом медиажизни.

Коллаж из страниц W → O → SКоллаж из страниц W → O → S

О монетизации и будущем медиа

Страница проекта W → O → S Один из спецпроектов W → O → S, созданный в сотрудничестве с брендом MARTINI
Мы сейчас не зацикливаемся на  монетизации — наши идеи сложно сразу монетизировать — у нас, скорее, культуртрегерская роль.

W → O → S, как и  OpenSpace, принадлежит бизнесмену Вадиму Беляеву, владельцу банка «Открытие». Нам пока дан полный карт-бланш — Вадим из тех людей, которые готовы открываться новому. Естественно, он высказывает пожелания, чтобы мы начали уже зарабатывать деньги. И здесь есть уже первые подвижки: технологичные фичеры нравятся  продвинутым рекламодателям, например, MARTINI (мы сейчас делаем с ними ряд спецпроектов).  Главное — найти свою нишу и аудиторию, которая готова будет это воспринять.

Умрут ли газеты? Это ключевой вопрос. Я всегда придерживался мнения, что скорее всего — да, чем нет.  Я пока не вижу  в них никакого потенциала, чтобы они остались.  Если журналы еще могут остаться на рынке, как единичный люксовый продукт, то  ежедневные или еженедельные газеты отойдут по прошествии  времени. Уже можно загружать те же газеты на айпад,  можно читать их в интернете. Так что они, скорее всего, умрут.

Фото: из архива Романа Федосеева; W → O → S; Евгений Борисов

При поддержке


 

 

comments powered by HyperComments